Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАИСИЕВ ГАЛИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
54, С. 194-198 опубликовано: 26 октября 2023г.


ПАИСИЕВ ГАЛИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Прп. Паисий Галичский. Изображение на сев. входных дверях Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Поновление кон. 90-х гг. XIX в.
Прп. Паисий Галичский. Изображение на сев. входных дверях Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Поновление кон. 90-х гг. XIX в.

Прп. Паисий Галичский. Изображение на сев. входных дверях Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Поновление кон. 90-х гг. XIX в.
(Костромской епархии Костромской митрополии), находится в г. Галич Костромской обл. Основан в посл. четв. XIV в., что подтверждается результатами археологических раскопок 90-х гг. XX в. (Авдеев. 2009. С. 213). Основателем П. Г. м., возможно, был боярин Иван Овин, создавший в своей вотчине ктиторский особножительный мон-рь на горе Краснице над Галичским оз., в 2 верстах от г. Галича. До нач. XX в. сохранялся ряд топонимов, связанных с именем Овина: между мон-рем и Галичем находилась небольшая Овинова слобода (позднее - ул. Овинова Слобода, с 1925 г.- ул. Железнодорожная), в источниках XV-XVII вв. упоминается Овинов луг на берегу Галичского оз. Первоначально мужской, особножительный мон-рь был посвящен свт. Николаю Чудотворцу. После обретения Овиным чудотворной Овиновской иконы Божией Матери (кон. XIV - нач. XV в.) П. Г. м. был посвящен Успению Пресв. Богородицы. Наиболее ранним источником сведений об обретении иконы является «Сказание о чудотворном образе Богоматери Овиновския иже явися во граде Галиче», включенное в рукописный сборник сер.- 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 98. Ед. 1491; изд.: Авдеев. 2009. С. 354-358).

С 30-х гг. XV в. история П. Г. м. и Овиновской иконы связана с деятельностью его настоятеля - прп. Паисия Галичского. Согласно «Сказанию...», в 1434 г. (в Житии преподобного ошибочно датировано 1429 г.), во время войны между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным и галичским кн. Георгием (Юрием) Димитриевичем, монастырь был захвачен войсками вел. князя, а чудотворная икона увезена в Москву и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля, но в ту же ночь чудесным образом перенеслась в П. Г. м., где иноки нашли ее в храме на прежнем месте. По др. версии, образ был возвращен в Галич настоятелем мон-ря прп. Паисием, прибывшим в Москву с посольством. Вел. князь передал преподобному икону вместе с вкладом на восстановление разрушенной им же обители. Возвращение иконы, которую встречали все жители города, пришлось на день престольного праздника обители - Успения Пресв. Богородицы.

Преобразование П. Г. м. в общежительный связано с пресечением рода его ктиторов - Ярцовых, один из представителей к-рого являлся родственником И. Овина. Это мог быть либо Иван (в постриге Иона) Ярцов, в духовной грамоте завещавший мон-рю свои вотчины, либо (по Житию) бездетный Димитрий Ярцов, ок. 1440 г. завещавший вотчины обители при условии смены особножительного устава на общежительный.

Точная дата кончины прп. Паисия неизвестна: во всех списках Жития место для года смерти оставлено пустым. Традиционно считается, что он почил 23 мая 1460 или 1462 г. и был погребен в Успенском храме обители. Вскоре началось его местное почитание: уже во 2-й пол. XV в. мон-рь именовался как Успенский Паисиев. Впервые так он назван в указной грамоте 1483-1485 гг. вел. кн. Иоанна Иоанновича, выданной галичскому наместнику Тимофею Михайловичу (Плещееву), в к-рой упоминается «старец Онфилофей ис Паисена монастыря от Пречистые Успения» (Маштафаров. 1998. С. 44). В 1488 г. в связи с происшествием в Москве, в к-рое был вовлечен «чернец… галичанин из Паисиева монастыря» (ПСРЛ. Т. 6. С. 238), в ряде летописей мон-рь впервые был упомянут как «Паисиев».

Среди насельников мон-ря в 1-й пол. XV в. был прп. Иаков Галичский, вероятно, родственник прп. Паисия. В Житии прп. Паисия рассказывается о том, как во время пожара в П. Г. м. иером. Иаков спас Овиновскую икону: загоревшийся Успенский храм был заперт, и тогда «священник тояже же обители Иаков... взем бревно и разбив двери церковныя, сквозе пламени вниде в церковь, и чюдотворную... Пречистыя Богородицы икону взем, изнесе из церкве сквозе пламень». Огонь в храме был настолько сильным, что «сребро и злато, иже бе у чудотворного образа - венец, и цата, и гривны, от нестерпимого пламени все разлияшася в малыя части», однако Иаков «изыде... из пламени ничем же неврежден (Авдеев. 2009. С. 309-310). В 50-х гг. XV в. прп. Иаков отправился искать место для собственной обители. Близ «староторжья» (на месте старого торга (рынка), рядом с древним городищем Столбище или Старое городище) он основал галичский Староторжский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь.

Формирование монастырской вотчины началось еще при жизни прп. Паисия. Внук И. Овина, боярин Иван Дмитриевич Ярцов (в монашестве Иона), завещал мон-рю и игум. Паисию свою вотчину, как сказано в духовной грамоте: «...село свое Успенское даю в дом Пречистой богородице Успению игумену Паисею з братьею… Да дал есми Пречистой Успению пол невода зимнего в озере на усть Челсмы полчетверта еза, да две пожни на Челсме у мосту Круглая да Долгая, да Овинов луг под Кузмидамияном» (Антонов, Баранов. 1998. Вып. 3. С. 36). Духовная не имеет даты, А. В. Антонов и К. В. Баранов датировали ее 30-50-ми гг. XV в., А. Г. Авдеев - 10-20-ми гг. XV в. В 50-х - 60-х гг. XV в. галичский боярин Денисий Фомич (Фоминич) дал «по своем отце и по своей жене» «святей Богородици к Успенью анхимандриту Паисею з братьею» с. Благовещенское и дер. Дмитриевскую, «да Микифоровскую пустошь, да Федоровскую пустошь, да Морозово», «пожни свои на Ихлеме да на Святице» (Там же. С. 37). Денисий Фомич «велел есми на своей земле анхимандриту Паисею з братьею нарядити собе мельницу на реце на Чолсме под Микулинским. Да и веле есми ему свой лес тута сечи, что ему будет надобно на ту мельницу» (Там же).

В 1505/06 г. вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси Василий III Иоаннович пожаловал мон-рю половину соляной варницы в Соли Галицкой (ныне Солигалич), а в 1532/33 г.- жалованную грамоту на рыбные ловли в Галичском оз. и на реках Ихлеме, Святице и Сухом Песке. В 1578 г. в Ровдине стане Галичского у. обители принадлежали 3 сельца, 35 деревень, 8 починков и 53 пустоши. В XV-XVI вв. П. Г. м. принадлежал двор на посаде Соли Галицкой. Свой двор у обители был и в Галиче: в Галицкой книге, написанной в 1498-1499 гг., упоминается «двор Успенского монастыря Пасеева, а в нем дворник Гридя» (АСЭИ. 1952. Т. 1. С. 533). В XVII в. мон-рю принадлежал осадный двор в Галичском кремле («остроге», «городе»), который впервые упомянут в дозорной книге 1620 г.: «...двор Успения Пречистыя Богородицы Паисеина монастыря» (Отрывок из дозорной книги Галича 1620 г. // Костромская земля: Краевед. альм. Кострома, 1999. Вып. 4. С. 84).

В нач. XVII в. П. Г. м. был одним из крупнейших вотчинников Галичского у. и переживал хозяйственный подъем (Авдеев. 2009. С. 36-37), но пострадал в Смутное время. 3 янв. 1609 г. отряд А. Лисовского взял штурмом Галич и подверг его разгрому. Монастырские вотчины были разорены, вероятно, пострадала и сама обитель. В 1612-1613 гг. в П. Г. м. был пожар, о чем упомянуто в отписке в Галичскую четь дозорщика В. Жемчужникова. В 1618 г. настоятель архим. Боголеп писал в челобитной царю Михаилу Феодоровичу, что «вотчинка пуста от войны литовских людей, и от русских воров, и от лихолетья, и ото многих податей крестьянишка розбрелись розно». В дозорной книге 1618 г. за монастырем в Галичском у. числились 2 погоста, 3 сельца, 26 деревень, 30 починков, в которых было 77 крестьянских дворов. Часть вотчины за годы Смуты опустела, в 1618 г. здесь были «пусты 2 деревни, да 12 починков, да 3 займища, да в живущих деревнях 82 двора пустых» (Акты писцового дела. М., 1913. Т. 1. С. 62, 63, 65). В 1655 г. П. Г. м. принадлежали 680 крестьянских дворов, в 1678 г.- 694 двора.

С 1606 г. мон-рь был втянут в тяжбу с посадскими людьми и рыбными ловцами Галича, к-рым по их «посулу» писцы Иван Биркин и Михаил Тюхин приписали принадлежавшие мон-рю сенные покосы по рекам Челсме и Святице и «Овинов луг с росчистями». Окончательно дело решилось в пользу мон-ря в 1652 г. (Авдеев. 2009. С. 37). В 1655 г. за обителью числились 680 крестьянских дворов, в 1681 г.- 682, в 1701 г.- 687.

По писцовой книге 1628 г., в П. Г. м. «у Галичского посада» находились холодный Успенский храм и теплая Никольская ц., «да под монастырем на монастырской земле сельцо Успенское, а в ней коровий монастырский двор, да дворы попов, да служебников, да монастырской пашни тридцать чети, да к монастырю рыбные ловли в озере Галичском и в реках Ихлиме у озера в устье и на Светице и на Сухом Песке» (цит. по: Белоруков. 2000. С. 72). В 1628 г. в мон-ре было 2 храма: холодный Успенский и теплый Никольский.

В 60-х гг. XVII в. в монастырском скриптории был выполнен ряд лицевых рукописей высокого художественного уровня, в т. ч. и лицевой Апокалипсис (Анисимова. 1997).

Успенский собор. 1641/1642 — 1645/1646 гг. Реставрирован в 90-х гг. XX в. Фото: А. П. Пятнов
Успенский собор. 1641/1642 — 1645/1646 гг. Реставрирован в 90-х гг. XX в. Фото: А. П. Пятнов

Успенский собор. 1641/1642 — 1645/1646 гг. Реставрирован в 90-х гг. XX в. Фото: А. П. Пятнов
В нач. 40-х гг. XVII в. благодаря покровительству кн. Алексея Михайловича Львова (? - 1653) в П. Г. м. началось каменное строительство. В 1641/42 - 1645/46 гг. был возведен 5-главый 2-столпный 3-абсидный холодный Успенский собор с приделами во имя ап. Иоанна Богослова и во имя свт. Леонтия, еп. Ростовского, а к зап. стене «приделаша ж и колокольницу каменну... И все строение боярское, сосуды церковные на престолы, деисус же и двери царские велми пречюдны и паникадила» (РГБ ОР. Ф. 133. № 328. Л. 62 об.- 63; изд.: Авдеев. Валунные надгробия Верхневолжья: (Кон. XV - 1-я треть XVIII в.: Вопросы генезиса, бытования и источниковедения. М., 2015. С. 312)). Выбор посвящения приделов объясняется тем, что день памяти свт. Леонтия, еп. Ростовского (23 мая), одновременно является и днем кончины прп. Паисия, а ап. Иоанн Богослов был, вероятно, покровителем боярина И. Овина. Особенностью собора является его невысокая и архаичная по своему облику шатровая колокольня.

Нек-рые исследователи оспаривают датировку Успенского собора XVII в. и полагают, что в 40-х гг. XVII в. храм был только перестроен, а возведен - во 2-й пол. XVI в. Версию о постройке храма в XVI в. впервые выдвинул архитектор-реставратор А. А. Тиц (Тиц. 1971), связав стилистическую близость Успенского собора с храмами Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, построенными в XVI в. Позднее иную версию выдвинул галичский краевед А. М. Стульников и поддержал архитектор-реставратор Л. С. Васильев, по проекту к-рого Успенский собор был отреставрирован в 90-х гг. XX в. (см. предисловие к ст. Стульникова: «О первоначальной форме Успенского собора Паисиево-Галичского монастыря // Галичские изв. 2002. 23 мая). В 20-х гг. XX в. вероятность возведения колокольни собора в кон. XVI в. допускал и искусствовед А. И. Некрасов. «К собору,- писал он,- примкнула суровая колокольня в виде очень короткого восьмерика на четверике, увенчанная коротким шатром с одним рядом слухов,- древнейший пример шатровой колокольни, быть может, еще конца XVI в.» (Некрасов. 1926. С. 6). Однако записка о строительстве Успенского собора свидетельствует об одновременном возведении храма и колокольни (РГБ ОР. Ф. 133. № 328. Л. 62 об.- 63). По предположению Стульникова, первоначально собор был 2-столпным и 3-главым, а в 40-х гг. XVII в. стал 5-главым.

Вслед за Успенским собором началось строительство Троицкого храма. Точное время его возведения неизвестно. А. Г. Авдеев предложил широкую датировку - 1652-1696 гг. (Авдеев. 2009. С. 38). Согласно описи 1701 г., в П. Г. м. стояла теплая Троицкая ц. «с трапезою и подкеларскою о 3 главах, а главы и кресты опаяны белым немецким железом» (Холмогоров В., Холмогоров Г. 1895. С. 281). Троицкий храм - 2-этажный, 3-главый (причем главы выстроены в ряд с севера на юг), с 2 приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и сщмч. Антипы, еп. Пергамского, и одностолпной трапезной - относится к числу наиболее уникальных храмов XVII в. в Костромском крае. По словам Некрасова, Троицкая ц. «походит на древние каменные двухэтажные хоромы продолговатые с запада на восток, причем даже алтари не полукруглые; а поперек хором стоит как бы терем, и лишь в нем отмечен церковный характер здания: закомары (фальшивые) и три главы в ряд с севера на юг. Такая архитектура крайне редка и имеет обычно не главы, а шатры. Перед нами, очевидно, смесь церковного и гражданского зодчества, относящаяся к XVII в., она более обычна для трапезных монастырей» (Некрасов. 1926. С. 6).

По описи 1701 г., в П. Г. м. «церковь соборная Успения Пресвятыя Богородицы каменная о 5 главах с приделы Иоанна Богослова да Леонтия епископа ростовского чудотворца, а на церкве главы и кресты опаяны белым немецким железом, а церковь строения боярина и дворецкого князя Алексея Михайловича Львова… К соборной церкви прикладена колокольница каменная, а на ней глава и крест опаяны белым немецким железом, а на колокольнице 5 колоколов, в большом колоколе весу 53 3/4 пуда, да часы с перечасьем (Холмогоров В., Холмогоров Г. 1895. С. 281). В Успенском храме находилась рака над мощами прп. Паисия, почивавшими под спудом: «...гроб покрыт сукном вишневым, а на гробе образ чудотворца Паисея, венец и цата сребряные позолоченные резные, да круг того гроба поставлена решетка железная, лужена оловом, на чудотворном гробе два покрова: один баржат зелено опушен бархатом красным, крест кружево золотое, другой покров атлас алой, опушен отласом белым». Вход в мон-рь, обнесенный деревянной оградой, вел через св. ворота, представлявшие собой монументальное сооружение, увенчанное деревянным шатровым храмом во имя Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа: «...шатер окожучен лемехами, на нем глава и крест опаяны белым немецким железом, круг тое церкви построена паперть с 3 стран не глухая, а под церковию св. врата опаяны белым немецким железом, а над вратами построены деисус 24 иконы при архим. Силивестре» (Там же. С. 280-281).

В 1681 г. в рамках реформы Русской Церкви, задуманной царем Феодором Алексеевичем, в П. Г. м. предполагалось разместить резиденцию Галичского архиерея. 27 нояб. 1681 г. царь утвердил представленную ему патриархом Московским и всея Руси Иоакимом (Савёловым) «Роспись городам и монастырям, в котором граде быти епископом и в которых монастырях жити и что за теми монастырями крестьян и бобыльских дворов по переписным книгам 186 года», согласно к-рой предполагалось учредить епархию с центром в Галиче. В «Росписи...» говорилось, что «в Галиче быть архиерею, жить в Паисиевом монастыре» (цит. по: Покровский. 1897. С. 321). Однако после кончины царя Феодора Алексеевича 27 апр. 1682 г. это решение не было осуществлено. Возможно, ок. 1682 г. состоялась канонизация прп. Паисия в качестве общерусского святого.

В 1700 или 1701 г. один из 6 колоколов со звонницы П. Г. м. «по указу великого государя отвезен к Москве на Пушешный двор». По подсчету Авдеева, этот колокол весил 535,7 кг.

В 1716 г. архим. Филарет получил разрешение носить архимандричью шапку и набедренник (ИРИ. Ч. 5. С. 450). В 1749 г. П. Г. м. принадлежали 2443 крестьянина в Галицком, Пензенском и Казанском уездах, в обители проживали 13 чел. братии (архимандрит, казначей, иеромонах, 2 иеродиакона, 6 монахов и 2 больных насельника).

Паисиев Галичский мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Паисиев Галичский мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Паисиев Галичский мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
С 1764 г. мон-рем управляли игумены, обитель была лишена всех вотчин и возведена в 3-й класс. 23 авг. 1798 г. Синод по указу имп. Павла I Петровича о возведении настоятелей ряда мон-рей 3-го класса в архимандриты произвел П. Г. м. в архимандритию «по знаменитости города Галича против прочих сей епархии городов и что прежде того в том монастыре архимандриты были» (ПСПиР. Пг., 1915. С. 247). По штату в обители должны проживать 12 чел. братии. К 1868 г. в П. Г. м. было 9 насельников (настоятель, 3 иеромонаха, иеродиакон, белый диакон, 3 послушника).

В 1798 г. по указу имп. Павла I мон-рю передали 21 дес. пустопорожней земли в пустоши Зименки в 45 верстах от обители. В нач. XIX в. за мон-рем числились 2443 крестьянина. Видимо тогда же, мон-рь стал владельцем находившейся в 30 верстах мельницы на р. Тебзе, которая обычно сдавалась в аренду. В нач. 60-х гг. XIX в. обители принадлежали 21 дес. земли, мукомольная мельница на р. Тебзе и находящийся в 1 версте участок земли в 2 дес., к-рый использовался для выпаса скота.

В кон. XVIII в. П. Г. м. был обнесен каменной стеной с 4 восьмигранными башнями по углам. В ограде были двое св. ворот (на северной и восточной сторонах ограды). Трехарочные сев. св. ворота были обращены в сторону Галича, а восточные - к Кинешемскому тракту. В 1837-1839 гг. с юж. стороны к Успенскому собору пристроен большой придел прп. Паисия. В кон. XVIII в. возведен настоятельский 2-этажный корпус (1-й этаж каменный, второй - деревянный), в кон. XIX в. построен одноэтажный корпус братских келий. На территории обители находились скотный двор и пруд. На Костромском тракте П. Г. м. принадлежала каменная часовня (нач. XIX в.).

В XIX - нач. XX в. мон-рь сохранял значение главного духовного центра Галичского края. 15 авг., в день празднования Успения Пресв. Богородицы и Овиновской иконы Божией Матери, настоятель и братия встречали в сев. воротах массовый крестный ход из Преображенского собора Галича и всех городских церквей. Вероятно, обычай проводить крестный ход возник в первые века существования мон-ря. 15 авг. 1841 г. мон-рь посетил историк М. П. Погодин, прошедший из Галича до обители вместе с участниками крестного хода в день Успения Пресв. Богородицы. С 1861 г. из Костромы в Галич ежегодно приносили главную святыню епархии - Феодоровскую икону Божией Матери. Карета с иконой вначале прибывала к св. воротам мон-ря, ее встречали братия и множество местных жителей. Здесь служили молебен, и духовенство сопровождало икону в город. Затем в один из дней икону приносили в мон-рь.

Мон-рь на горе Краснице являлся одной из главных архитектурных доминант в панораме окрестностей Галича. Писатель А. Ф. Писемский в автобиографическом романе «Люди сороковых годов» (1869) упомянул П. Г. м. как Тотский. Писатель так описывает панораму, открывающуюся из обители: «…вид из него был Божественный… монастырь стоял на обрыве крутой горы, подошва которой уходила в озеро, раскидывающееся от монастыря верст на 15 кругом. В настоящий день оно было гладко, как стекло, и только местами на нем чернели рыбачьи лодочки» (Писемский А. Ф. Собр. соч. М., 1959. Т. 5. С. 144). Особым почитанием местного населения пользовался настоятель (1859-1885) архим. Митрофан (Калинников; 1805-1885). В 1917 г. в П. Г. м. проживали 19 чел. (7 монашествующих и 12 послушников), настоятель архим. Анатолий одновременно являлся благочинным монастырей Костромской епархии.

Мон-рь был закрыт в кон. 1919 г., хотя его храмы до нач. 30-х гг. XX в. продолжали действовать как приходские. О главной святыне обители - об Овиновской иконе Божией Матери - в 30-х гг. XX в. информации нет. Во 2-й пол. XX в. икона находилась в единственном действующем храме Галича - Введенском кафедральном соборе в Рыбной Слободе. В 1928 г. в П. Г. м. была разобрана на кирпичи ограда, в 1936 г. на Успенском храме сбиты 4 боковые главы (осталась только центральная глава), в 30-х гг. XX в. уничтожено монастырское кладбище, разрушена часовня у Костромской дороги. В Успенском соборе располагалась мастерская МТС по ремонту тракторов, после 1945 г. в здании располагалась инкубаторная станция. В Троицкой ц. в 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XX в. хранили овощи и зерно, с сер. 40-х гг. здесь был дровяной склад. В 1963 г. у Троицкой ц. рухнул свод вместе с 3 главами. В 70-80-х гг. XX в. здания монастыря разрушались. В 1970 г. сгорела кровля Успенского собора. Рядом с храмами стоял руинированный корпус настоятельских келий, от к-рого остался только нижний каменный этаж.

До кон. XX в. монастырь находился в с. Успенская Слобода Галичского р-на. В 1992 г. с. Успенская Слобода вместе с мон-рем было включено в черту г. Галича. 5 июня 1992 г., в день памяти прп. Паисия, состоялся первый с дореволюционных времен крестный ход из Галича к руинам монастыря. Многочисленные участники во главе с еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым) прошли от Введенского собора в Рыбной Слободе через весь город до горы Красницы.

26 февр. 1994 г. определением Синода П. Г. м. был возрожден как женская обитель, в 1995 г. первой настоятельницей стала игум. Тамара, с 1996 г. обитель возглавляет игум. Наталия (Василёнок).

Реставрация Успенского собора шла под рук. костромского архит. Л. С. Васильева (авторы проекта архитекторы О. В. Панкратова и Васильев). В ходе реставрационных работ на Успенском соборе было восстановлено пятиглавие и возвращено изначальное позакомарное покрытие.

5 июня 1997 г. в Паисиевом приделе Успенского собора прошла первая за много десятилетий Божественная литургия, которую совершил архиеп. Александр (Могилёв). 12 дек. 2002 г., после завершения реставрационных работ, архиеп. Александр освятил Успенский собор полным чином. 5 июня 2003 г. во время многолюдного крестного хода из Введенского собора в Рыбной Слободе в П. Г. м. была возвращена главная святыня обители - чтимый список Овиновской иконы Божией Матери. 10 нояб. 2008 г., в день памяти вмц. Параскевы Пятницы, архиеп. Александр передал в дар монастырю резную икону св. Параскевы - точную копию скульптурного изображения XV в., на протяжении веков являвшегося одной из главных святынь Галича (вывезена в 1953 из Галичского музея в ГРМ). 5 июня 2009 г. архиеп. Александр передал мон-рю 2 иконы: «Явление Овиновской иконы Божией Матери боярину Иоанну Овину» и «Собор Галичских святых», обе были написаны для мон-ря иконописцем С. Н. Соколовым. В 2010 г. П. Г. м. передан как подворье бывший Новозаозерский Успенский мон-рь в с. Умиленье Галичского р-на. В 2018 г. в мон-ре проживали 10 насельниц, настоятельница - игум. Наталия (Василёнок).

Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 704.
Ист.: ААЭ. 1836. Т. 4. С. 125; Погодин М. П. Дорога из Нижнего до Вологды: Из путевых записок // Москвитянин. 1841. № 11. С. 253-254; ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 238; 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 353; 1921. Т. 24. С. 237; 1963. Т. 28. С. 319; Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба: Костромская губ. СПб., 1861. С. 471-472; Мухин В. Восп. об обители прп. Паисия, близ г. Галича (Костромской губ.). М., 1884. С. 3-6; Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Мат-лы для истории Костромской епархии. Кострома, 1895. Вып. 1. С. 279-281; Житие прп. Паисия Галичского по рукописи 1-й пол. XVIII в. Каз., 1898; Акты писцового дела. М., 1913. Т. 1. С. 59-67. № 45-51; АСЭИ. 1952. Т. 1. С. 533. № 621; Антонов А. В. Перечни актов Переяславских, Ярославских, Костромских и Галичских мон-рей и церквей XIV - нач. XVII вв. // РД. М., 1997. Вып. 1. С. 153-165; Антонов А. В., Баранов К. В. Акты XV-XVI вв. из архивов рус. мон-рей и церквей // Там же. 1998. Вып. 3. С. 36-37; Маштафаров А. В. Вновь открытые монастырские акты XV - нач. XVII в. // Там же. 1998. Вып. 4. С. 43-46, 218; Авдеев А. Г. Галичский Успенский Паисьев мон-рь по документам XV-XVII вв. // Там же. 2001. Вып. 7. С. 314-347; он же. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 447-450; Ратшин. Монастыри. 1852. С. 157; Памятная кн. Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 330-331; Самарянов В. А. Памятная кн. для Костромской епархии. Кострома, 1868. Отд. 1. С. 106-108; Строев. Списки иерархов. Стб. 862-864; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 47-51, 124-125; Архим. Митрофан, настоятель Галичского Паисиева мон-ря: (Некр.) // Костромские ЕВ. Ч. неофиц. 1886. № 2. С. 38-42; Зверинский. Т. 2. С. 259. № 1034; Палилов К. Житие прп. Паисия Галичского (23 мая), с описанием обители его имени, близ г. Галича Костромской губ. М., 1896; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв. Каз., 1897. Т. 1. С. 321; Сырцов И. Две недели с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери в Галиче в 1904 г. // Костромские ЕВ. Ч. неофиц. 1905. № 20. С. 602-603; № 21. С. 660-661; Сытин С. Древний г. Галич Костромской губ. М., 1905. С. 50-53; Денисов. 1908. С. 326; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 109-112; Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 365, 564, 656; Д. С. Монастырские подвижники и галичские бумагомаратели // Красный мир. Кострома, 1919. 19 окт.; Некрасов А. И. Древности Галича Костромского. Галич, 1926. С. 6-7; Корольков С. Сохранить архитектурные памятники от разрушения // Сев. правда. Кострома, 1948. 15 авг.; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 200-202; Тиц А. А. На земле древнего Галича. М., 1971. С. 18-24; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России: (1917-1921). М., 1975. С. 149; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 50; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 119, 125-126, 158-160; Зайцев В. И был день Паисия Галичского… // Костромской край. Кострома, 1992. 1 июля; Стульников А. М. Успенский собор Паисиева мон-ря // Галичские изв. 1994. 16 июля; он же. О первоначальной форме Успенского собора Паисиево-Галичского мон-ря // Там же. 2002. 23 мая; Авдеев А. Г. Храмы Паисиева мон-ря в XVII в. // Там же. 1994. 15 сент., 20 сент., 6 окт., 10 нояб.; он же. Колокола Паисьева мон-ря // Там же. 1996. 30 янв.; он же. Исследования в Паисиевом Галичском мон-ре // Археол. открытия 1996 г. М., 1997. С. 21-22; он же. Ставрографические памятники XVI-XVIII вв. из Галичского у. // Ставрографический сб. М., 2001. Кн. 1. С. 264-266; он же. Список архимандритов Успенского Галичского Паисиева мон-ря // Вестн. ПСТГУ. Сер.: Филология. История. Философия. М., 2004. № 2. С. 119-132; Анисимова Т. В. Рукописи XVII в. Паисиева Галичского мон-ря в фондах Отдела рукописей РНБ // Филевские чт.: Тез. 5-й науч. конф. по проблемам рус. худож. культуры 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. М., 1997. С. 4-5; Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города Костромского края: Мат-лы для истории. Кострома, 2000. С. 71-73; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 2001. Вып. 3. С. 374-380; Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2003. C. 132-137; «…Особенно пострадали здания церковной архитектуры…» // Губернский дом. Кострома, 2008. № 4/5(85/86). С. 97; Мон-ри Костромской епархии: (Справ. сведения) // Костромские ЕВ. 2009. № 6. С. 37-39; Мон-ри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 198-217; Васильев Л. С. Об архитектурном наследии Костромского края. Кострома, 2014. С. 9, 136, 213-214, 269, 295, 317, 333, 345; Наталия (Василёнок), игум. Обитель прп. Паисия Галичского: (К 20-летию возрождения монашеской жизни) // Ипатьевский вестн. Кострома, 2014. № 2. С. 62-65; Глушкова В. Г. Костромская земля: Ист. путев. М., 2015. С. 302-305; Семячко С. А. К истории почитания прп. Паисия Галицкого и Овиновской иконы Богоматери // Рус. агиография. СПб., 2018. Вып. 3. С. 176-197.
Н. А. Зонтиков, А. Г. Авдеев